Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В детском саду функционируют специальные помещения:
•кабинет заведующего;
•методический кабинет;
•медицинский кабинет;
•логопедический кабинет;
• актовый зал
•пищеблок;
•прачечная.
Все помещения оборудованы в соответствии с их функциональным назначением и соблюдением санитарно – гигиенических требований. В ДОУ соблюдается санитарно – гигиенический режим. Ведётся постоянный контроль за выполнением графика генеральных уборок и соблюдением санитарно – гигиенических норм на группах, наличием моющих средств для мытья посуды, стирки белья и спецодежды. Два групповых помещения ДОУ имеют отдельные спальни. Все групповые помещения имеют санузлы, приёмные комнаты, буфетные. Образовательная предметно-развивающая среда в группах организована в соответствии с ФГОС ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материально-техническое обеспечение воспитательно - образовательного процесса по федеральной образовательной программыдошкольного образования ориентировано на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной детской
деятельности, эффективную и безопасную организацию совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деятельности детей.
В каждой возрастной группе созданы Центры деятельности:
• «Интеллектуальный центр»,
• «Исследовательский центр»,
• «Центр сюжетно–ролевой игры»,
• «Литературный центр»,
• «Центр конструирование»,
• «Центр трудовой деятельности»,
• «Центр художественного творчества»,
• «Музыкальный центр»,
• «Центр театрализации и ряжения»,
• «Историко-краеведческий центр»,
• «Центр здоровья»,
• «Центр безопасности»
В детском саду имеется разнообразное игровое оборудование, соответствующее возрасту детей и образовательным задачам, разработанное в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В каждом групповом помещении пространство эстетически оформлено, ориентированно на психологический комфорт ребенка (цветовая гамма, удобство, комфорт, эстетика и т.д).
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В детском саду функционирует логопедический кабинет. Коррекционный процесс осуществляет учитель- логопед информационно-методического кабинета Управления образования и молодежной политики АМО. Работа ведется на основе примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой и комплекта методических пособий к ней. В рамках работы логопедического кабинета учителем-логопедом оказывается специализированная помощь детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям).
Наличие оборудованных библиотек
В каждой возрастной группе имеются мини-библиотеки, сочетающие в себе набор демонстрационных и раздаточных материалов; комплектов методической литературы для работы с детьми в группах; художественной литературы, хрестоматий для чтения воспитанникам; картотек, обеспечивающие реализации принципа интеграции образовательных областей, учет поло-ролевой специфики, обеспечение материалом для мальчиков и девочек.
Наличие оборудованных объектов спорта
В связи с реорганизаций детского сада с 1 сентября 2023 года в здании учреждения организован актовый зал (в игровом помещении закрытой группы). В этом заме проходят физкультурные занятия, досуги и праздники. В течение 2024-2025 учебного года к имеющемуся физкультурному оборудованию будут приобретены новые.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Базовая программа: Федеральная образовательная программа М.:ТЦ Сфера 2023
Образовательная область «Физическое развитие»
Баринова Е.В. Обучаем дошкольников гигиене М.:ТЦ Сфера 2013
Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы М.:ТЦ Сфера 2013
Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы М.:ТЦ Сфера 2013
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет М, Просвещение 1988
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет М, М-Синтез 2011
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду М, М-Синтез 2014
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников М.:ТЦ Сфера 2013
Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 5-7 лет М.:ТЦ Сфера 2010
Маханева М.Д. Учим детей трудиться М.:ТЦ Сфера 2013
Петрова И.В., Стульник Т.Д.. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации М.:М-Синтез 2011
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие М.:М-Синтез 2014
Алямовская В.Г. Беседы о поведении ребенка за столом М.:М-Синтез 2013
Власова А.В. Развитие личности ребенка Волгоград: Учитель 2013
Губанова Н.Т. Развитие игровой деятельности М.:М-Синтез 2010
Образовательная область «Познавательное развитие»
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников М.:ТЦ Сфера 2014
Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников М.:ТЦ Сфера 2014
Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М., Просвещение 2000
И.А. Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений. М., Мозаика-Синтез 2014
О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. М., Мозаика-Синтез 2014
О.Л. Князева., М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры СПб:Детство-Пресс, 2005
Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова Моя страна М: Просвещение 1999
Т.А.Шорыгина Родные сказки: нравственно-патриотическое воспитание М, Прометей 2003
М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника М, ТЦ Сфера 2009
А.А.Остапец., Г.Н.Абросинова Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности М., АРКТИ 2003
Т.Ф.Саулина Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения 3-7 лет М. М-Синтез 2014
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в детском саду М. М-Синтез 2012
Шорыгина Т.А. Беседа о правилах пожарной безопасности М, ТЦ Сфера 2009
Шорыгина Т.А. Сказки-подсказки. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице М.:ТЦ Сфера 2014
Павлова Г.Я. Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности М.:ТЦ Сфера 2013
Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду М.:ТЦ Сфера 2013
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания М., Просвещение 2000
Е.А. Ефремова Я родом из Старожилова Старожиловский детский сад № 3 «Солнышко 2012
Т.А. Князева, Е.И. Боцман Скоро в школу мы пойдем Старожиловский детский сад № 3 «Солнышко 2012
Образовательная область «Речевое развитие»
Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников М.:ТЦ Сфера 2009
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке. Программа и пособия по речевому развитию дошкольников. Изд. Баласс 2017
Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? Волгоград: Учитель 2014
Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности М.:ТЦ Сфера 2009
Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет.Формирование мелкой моторики, развитие речи Волгоград: Учитель 2013
В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. М:Мозаика-Синтез 2014
Е.А. Янушко. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М:Мозаика-Синтез 2011
Е.С.Анищенкова Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М:Астрель, 2007
Н.Н. Преснякова Развитие графических навыков письма у дошкольников Старожиловский детский сад № 3 «Солнышко», 2000
под ред Т. Н. Дороновой Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет (Знакомство с буквами) М. Просвещение 1997
Е.И. Боцман Знакомство детей старшего дошкольного возраста с буквами Старожиловский детский сад № 3 «Солнышко», 2007
Н.С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте М: Мозаика-Синтез 2012.
Н.Н.Ильчук Хрестоматия для дошкольников М.. АСТ 1999
О.Н.Жуковская, Л.А. Пеньевская Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М. Просвещение 1983
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Т.С. Каплунова, И.А. Новоскольцева Ладушки. Праздник каждый день. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Композитор-Санкт-Петербург» 2000
Грибовская А.А. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество М.:ТЦ Сфера 2013
Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа М:Мозаика-Синтез 2014
Доронова Т.И. Природа, искусство и изодеятельность М., Просвещение 2000
Казакова Т.К. Развитие у дошкольников творчества М, Просвещение 1985
Маханева М.Д. Театральные занятия в детском саду М.:ТЦ Сфера 2003
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии М.:ТЦ Сфера 2003
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду Программа и конспекты занятий М.:ТЦ Сфера 2014
Методическое обеспечение работы с родителями
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа М.:Вако 2010
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа М.:Вако 2010
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа М.:Вако 2011
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная к школе группа М.:Вако 2011
Технические средства обучения:
•компьютер – 1 (с выходом в интернет);
• телевизор - 4
•ноутбук - 5 (с выходом в интернет);
•цифровой фотоаппарат – 1;
•магнитола – 4;
•мультимедийный проектор – 1;
•экран со штативом – 1;
•настенный экран- 2;
•принтер+ксерокс+сканер – 2;
•баян – 1.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В ДОУ имеется доступ к сети Интернет по оптоволоконному каналу связи.
Информационные системы, к которым имеется доступ в ДОУ:
•Федеральная государственная информационная система «Меркурий».
•Информационная система «Мониторинг движения лекарственных препаратов».
Обучающиеся ДОУ не имеют доступа к электронным образовательным ресурсам.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Организация не располагает общежитием, интернатом.
В 2017 году Стврожиловский детский сад № 3 «Солнышко» вошел в государственную программу «Доступная среда», в рамках которой было реализовано 1 751038, 88 рублей. На ремонтные работы использовано 798105 рублей, на оборудование- 952933, 88 рублей.
В рамках программы проведена работа по изготовлению проектно-сметной документации, реконструкции архитектурной среды:
- Установлены новые дверное и оконное проемы на месте оконного проема;
- Расширены дверные проемы (3 шт) с установкой новых дверных блоков (2шт);
- входная площадка группы комбинированной направленности оборудована ступенями с бортиками, пандусом с поручнями, дорожкой к пандусу с площадкой перед пандусом и ступенями;
- установлен навес над крыльцом;
- оборудована площадка для остановки автотранспорта;
- установлена калитка от площадки для остановки автотранспорта к дорожке ;
- установлены поручни и ограждения в санузле группы комбинированной направленности;
- установлена кнопка связи для людей с ОВЗ и маломобильных групп;
- оборудована информационная зона в раздевальной комнате для слабовидящих людей.
Для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития в дошкольном учреждении оборудованы и оснащены:
- кабинет учителя- логопеда
- существенно обновлена предметно-развивающая среда групп детского сада
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития в дошкольном учреждении оборудованы и оснащены:
- кабинет учителя- логопеда
- существенно обновлена предметно-развивающая среда групп детского сада
Для развития и коррекции восприятия приобретены наборы методических материалов:
- стол-мозаика
- настольный лабиринт с трубой
- двухсторонняя тактильная панель
- ширма «Тактильные мешочки»
- тактильно-развивающая панель с набором замочков
- логические блоки Дьенеша
- счетные палочки Кюизенера
- методическое пособие «Демонстративный материал к Блокам Дьенеша и Палочкам Кюизенера»
- коврик-пазл «Город»
- магнитные конструкторы
- развивающие тренажеры «Разноцветные окошки»
- комплекты динамических раздаточных пособий. Средства обратной связи.
- (Веера, Со шнурком)
- конструкторы «Правила дорожного движения», «Геометрия»
- балансировочные доски-лабиринты.
- Набор для ролевых игр «Ферма»
Корректирование психо - эмоционального состояния детей осуществляется в процессе использования:
- световых столов из бука для рисования песком
- набора компакт-дисков для релаксации
- игрового домика
Для работы со слабовидящими и слабослышащими детьми в ДОУ имеется специальное оборудование и игры:
- тактильно-развивающий настенный модуль «Разноцветное домино»
- стол-мозаика
- звуковая панель «Звуки воды»
- акустическая настенная тактильная панель
- тактильные буквы и цифры
- набор музыкальных инструментов
- набор дуделок и шумелок
- информационно-тактильные знаки
- мнемосхема
- тактильная игра « Определи наощупь»
- мяч баскетбольный звенящий
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата приобретены:
- детские ходунки
- стол на колесиках
- лечебный пуфик для разгрузки позвоночника
- балансировочные диски
- баланстровочные качели
- балансировочная доска на роликах
- комплкет лабиринтов для развития моторики
- коврики массажные
- мячи массажные
- мячи реабилитационные для дыхательных упражнений
- детская полоса препятствий
- тактильная волнистая дорожка
- доска ребристая
- Конструктор «Шнуровочка»
- Детская полоса препятствий
- Матрешка из кубиков.
Организовано оснащение ДОУ современным технологическим оборудованием, компьютерной техникой, программным обеспечением:
- Печатное многофункциональное устройство
- Уголок логопеда с зеркалом
- Программный комплекс «Специальные образовательные средства 2.5»
- Набор зондов массажных логопедических по типу методики Е.В.Новиковой
- Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Наглядно-практическое пособие
- Кварцевый стерилизатор логопедических инструментов
В детском саду функционирует логопедический кабинет. Коррекционный процесс осуществляет учитель- логопед информационно-методического кабинета Управления образования и молодежной политики АМО. Работа ведется на основе примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой и комплекта методических пособий к ней. В рамках работы логопедического кабинета учителем-логопедом оказывается специализированная помощь детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям).
В ДОУ ведется нормативно-правовая и кадровая работа , регламентирующая организацию инклюзивного образования детей с ОВЗ:
- разработана и утверждена адаптированная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ,;
- педагоги проходят обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте ФГОС»;
- разрабатываются индивидуальные маршруты развития на каждого ребенка с ОВЗ.